Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте
ГП «Пресса» www.presa.ua с помощью сервиса «Подписка On-line»
|
Подписная
цена:
на 1 месяц - 9,41 грн
на 3 месяца - 27,63 грн
на 6 месяцев - 53,61 грн
на 12 месяцев - 106,02 грн |
• 1. Указывалось актуальность новой Концепции, которая в предложенной для общественного обсуждения редакции отражала, в частности, растущую потребность воспитания национально сознательного поколения, расширение связей Украины с другими странами, ориентацию на вхождение Украины в Евросоюз и тому подобное. Эти установки, присутствующие в проекте Концепции, ни в коей мере не отражены в Концепции литературного образования в 11-летней общеобразовательной школе, утвержденной Приказом МОНМС № 58 от 26.01.2011.
• 2. Участники дискуссии высказались за оптимизацию количества художественных текстов и теоретического материала. При этом обсуждались условия обеспечения целостного и последовательного усвоения учебно-воспитательного материала на уроках литературы, целесообразность свободы выбора отдельных произведений (со стороны как учителя, так и ученика), возможности развития у учащихся критического и аналитического мышления в процессе анализа прочитанного, а также формирование в них коммуникативных способностей и навыков диалогической речи.
• 3. Отмечалось, что в проекте Концепции должное внимание уделено возрастным особенностям учащихся. Речь шла также о том, что современный ученик определенной степени отличается от своего ровесника 20-30 лет назад. Об этом нужно помнить при отборе текстов в школьную программу.
• 4. Центр исследования литературы для детей и юношества однозначно поддержал такое положение проекта Концепции от 15 октября 2010 (не включено в окончательную редакцию Концепции):
«Основное внимание в 5-7 классах следует сосредоточить на изучении произведений современной детской литературы, а также золотой фонд детской классики разных жанров. Актуальная проблематика произведений должно способствовать процессу воспитания детей, формированию у них нравственных качеств. Художественная литература включает в себя мощный потенциал для приобщения учащихся к национальным традициям, для формирования у них чувства гордости за украинский язык и литературу, по языку и литературе национальных меньшинств Украины в соцветии культурных достижений человечества ».
Поскольку Проект Концепции, выносился авторами Концепции литературного образования в 11-летней общеобразовательной школе на общественное обсуждение, был всего лишь проектом, мы осознаем, что не все пожелания, высказанные в процессе обсуждения, могли быть учтены. Однако с уже утвержденным документа изъято много принципиальных моментов, причем именно тех, которые стали определяющими в процессе одобрения этой концепции (в частности, о значении украинской литературы, национальной идентичности, евроинтеграции и др.). Как известно, отдельные авторы Концепции публично отрицают свое отношение к окончательной редакции текста, обнародованного в Приказе № 58 от 26.01.2011, заявляя о фальсификации их подписей в этом чрезвычайно важном документе, утвержденном Министром образования и науки, молодежи и спорта Украины. Это ставит под сомнение правомочность данного документа как такового.
Утверждена Д.В. Табачником Концепция литературного образования в 11-летней общеобразовательной школе существенно отличается от текста проекта Концепции, который выносился на обсуждение от 6 июня 2010, и от того текста, который 15 октября 2010 обсуждался на заседании Центра исследования литературы для детей и юношества и Управление образования Львовского городского совета. Мы убеждены, что, учитывая фальсификацию подписей авторов Концепции есть основания считать этот Приказ недействительным. В процессе подготовки этого документа были допущены грубые правонарушения (подмена текста, фальсификация подписей авторов), кроме того, в обнародованном редакции Концепции содержатся высказывания, которые противоречат Конституции Украины и является дискриминирующих относительно языка и литературы титульной нации, отражают политические взгляды министра образования, науки, молодежи и спорта Д.В. Табачника.