на главную  |  последний номер | укр.  написать письмо | на главную страницу 
Октябрь 1917 года: субъективные мысли Тест на государственность Умножим свои силы энергией Октября! Палача — в герои? Народ о политических лидерах Ющенко выталкивает Тимошенко в оппозицию Скотов-малолеток выгораживают скоты в погонах Польша оскорблена героизацией бандеровцев Циничная позиция президента “Куба не откажется от своей свободы” Украина: парадоксы роста и развития Европарламент не поддержал резолюцию с критикой РФ

Цитата

Петр Симоненко:

“Заявления Ющенко об отмене депутатской неприкосновенности и ликвидации льгот для чиновников — это обычная предвыборная риторика, не имеющая ничего общего с реальными действиями президента и его окружения”

Наши рубрики

Горяченькое


Реабилитация ОУН УПА ›››

Фотоальбоми

События.Факты

Грузия сегодня — Украина завтра
Компартия Украины осуждает применение оружия проти ›››


Праздничный прием
В честь годовщины Великой Октябрьской социалистиче ›››


Разделили
Пресс-служба Прокуратуры АР Крым в своем заявлении ›››


Ураганное воскресенье
В результате ураганного ветра (до 40 м/с), пронесш ›››


Готовятся
Руководитель юридической службы БЮТ Андрей Порт&sh ›››


Рассчитались
Пресс-служба компании “Газпром” сообщи ›››


Кризису быть
Советник президента Виктора Ющенко Степан Гавриш п ›››


Из-за "оранжевых" экономика пошла на спад
В рейтинге глобальной конкурентоспособности всемир ›››


Цены на бензин обуздают
Правительство намерено осуществлять интервенции дл ›››


Шкиль - двоечник
Кандидат в народные депутаты от Блока Юлии Тимошен ›››


Черномырдин против
Отвечая на вопрос журналиста газеты "Время новосте ›››


Путин вручил крымчанке медаль Пушкина
Директор Крымского республиканского музея Пушкина ›››


Массовые аресты в Пакистане
Несколько сотен активистов одной из ведущих религи ›››


Пожар в доме престарелых
В результате пожара в Доме престарелых в Чернском ›››


Акции протестов в Грузии
Грузинская оппозиция с 5 ноября начала пикетироват ›››

Карикатури

Сайты КПУ

Коммунистическая партия Украины.

Комуністична партія України. Київський міський комітет.

Депутатська фракція Комуністичної партії України. Верховна Рада України.

Ленинский коммунистический союз молодежи Украины

Газета "Советская Луганщина"

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

№ 45     26/06/07 17:22


Профессионально-техническое образование Украины: вызовы сегодняшнего дня



Интервью председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования Екатерины Семеновны Самойлик

— Екатерина Семеновна! Комитет Верховной Рады Украины, который вы возглавляете, занимается многими составляющими науки и образования. Но сегодня мы хотели бы поговорить с вами о подготовке квалифицированных рабочих. Насколько, на ваш взгляд, важным является профессионально-техническое образование в условиях становления рыночной экономики в нашем государстве?
— Профессионально-техническое образование плотно интегрировано в экономику. Из всех звеньев образования оно больше всего связано с материальным производством, и выпускники профессионально-технических учебных заведений сразу принимают участие в производственных отношениях. Понятно: чем больше высококвалифицированных, качественно подготовленных рабочих в стране, тем быстрее развивается ее экономика.
К сожалению, не все это понимают. Профессионально-техническое образование в Украине продолжают рассматривать лишь как проблему образовательной сферы. А ее, на наш взгляд, нужно рассматривать как один из главных факторов, обеспечивающих возрождение экономики и национальную безопасность государства.
На сегодня, по данным Минтруда, средний возраст работающих в сфере материального производства равен 55 годам. К тому же доля рабочих высокой квалификации среди них довольно невысока — до 10%, тогда как в США — 43%, ФРГ — 56%. При этом рабочие в Украине проходят переподготовку или повышение квалификации в среднем раз в 13—15 лет, в развитых странах — раз в 3—5 лет. Отсюда низкое качество продукции, неконкурентоспособность на мировом рынке.
Современная экономика, которую еще  называют “экономикой знаний”, предъявляет высокие требования к уровню квалификации и компетентности каждого работника. Мировая практика, как отмечает в своих исследованиях доктор экономических наук профессор Вера Куценко, свидетельствует о том, что наиболее устойчива экономика тех стран, где наблюдается беспрерывное увеличение количества  высокообразованных и высококвалифицированных рабочих. Поэтому неудивительно, что в странах с социально ориентированной экономикой постоянно увеличивается продолжительность обучения взрослого населения. Скажем, за последнюю четверть столетия в Италии она выросла с 5,5 до 13,5 лет; в Японии — с 9,2 до 16,1; во Франции — с 9,8 до 17,2. Можно утверждать, что формирование экономики, базирующейся на знаниях, требует опережающего развития образования, в частности профессионально-технического.
Экономика Украины в последние 3—4 года все больше нуждается в рабочей силе, которая способна быстро адаптироваться к изменениям на рынке труда и требованиям работодателей. Такие кадры прежде всего должны готовиться в системе профессионально-технического образования.
— Готова ли система профессионально-технического образования Украины достойно ответить на современные вызовы? Что вообще представляет собой сегодня  профтехобразование?
— Профессионально-техническое образование Украины остается еще мощной системой, хотя за последние 15 лет произошло сокращение сети  почти на 300 государственных учебных заведений ПТО. Существенно за это время сократился и контингент учеников: с  647 тысяч в 1992 году до 450 тысяч в 2006 году. На сегодня функционирует 930 профессионально-технических учебных заведений, которые подчинены Министерству образования и науки Украины. Среди них 170 высших профессиональных училищ, 24 центра профессионально-технического образования, 497 профессиональных лицеев и 239 профессионально-технических училищ. Кроме этого, работают свыше 1500 учебных заведений первого аттестационного уровня негосударственной формы собственности.
В Украине внедрено трехступенчатое профессиональное образование. Каждая ступень обучения определяется теоретической и практической завершенностью и сопровождается присвоением выпускникам ПТУЗ соответствующей квалификации. К тому же профтехобразование в нашем государстве не является тупиковым. Выпускники учебных заведений  системы ПТО имеют возможность работать как по избранной профессии, так и продолжить обучение в высших учебных заведениях.
— Насколько устраивает работодателей уровень подготовки рабочих в профессионально-технических учебных заведениях? Как трудоустраиваются молодые рабочие? Сбалансирован ли в Украине рынок труда с предложением образовательных услуг учебными заведениями?
— Исследования современных научных работников свидетельствуют о том, что двое из трех работодателей считают уровень подготовки квалифицированных рабочих в государственных профессионально-технических учебных заведениях низким и не отвечающим потребностям производства. Их не удовлетворяет не только качество подготовки, но также и уровень квалификации. Например, предприятия машиностроения нуждаются в рабочих по профессиям металлообработки 5 — 6-го разрядов, а не 3-го, как это в массовом порядке делается в профессионально-технических училищах. Обеспечить такой уровень подготовки могут только высшие профессиональные училища и центры профессионально-технического образования. Логическим кажется и в дальнейшем развивать эти типы учебных заведений.
Кроме того, работодатели жалуются на то, что профтехобразование осуществляет подготовку кадров без учета требований рынка труда. Подавляющее большинство учеников ПТУЗ овладевают профессиями сферы услуг, тогда как увеличилась потребность в производственных профессиях, в частности токаря, фрезеровщика, слесаря-инструментальщика, литейщика и т.п. Это свидетельствует об отсутствии механизма взаимодействия между рынком образовательных услуг и рынком труда. Но обвинять во всем только профтехобразование, как это пытаются делать работодатели, было бы некорректно.
Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством государственный заказ на подготовку рабочих кадров формируется Министерством экономики Украины вместе с Министерством труда и социальной политики Украины и Министерством образования и науки Украины, другими государственными заказчиками, исходя из реальных потребностей государства в рабочих определенных профессий с учетом региональных рынков труда. Но механизма, который бы регулировал отношения между социальными партнерами, в нашем государстве нет.  Может ли Минэкономики сейчас определить, сколько квалифицированных рабочих, по каким профессиям и какого уровня квалификации необходимо на ближайший год, не говоря уж об удаленной перспективе, да еще и по регионам государства? Наверное, вопрос останется без ответа. Ибо в Украине до сих пор не разработан научно обоснованный прогноз развития рынка труда с учетом тенденций развития экономики. Отсюда перекосы в формировании трудовых ресурсов государства, их профессиональной подготовке. По данным Государственной службы занятости, в профессионально-технических учебных заведениях сейчас готовят в 3,5 раза меньше кадров из расчета на 10 тысяч населения, чем в высших учебных заведениях,  тогда как рынок труда на 80 процентов заинтересован в рабочих профессиях и менее чем на 20 процентов — в специалистах с дипломами вуз І—ІІ и ІІІ—ІУ уровней аккредитации. При этом следует отметить как положительный фактор, что в 2006 году трудоустройство по профессиям выпускников учебных заведений профтехобразования в среднем по Украине составило 85 процентов. Это достаточно высокий показатель.
— А имеют ли право предприятия самостоятельно осуществлять подготовку рабочих кадров? И должны ли заказчики кадров платить за их подготовку в государственных учебных заведениях?
— Что касается права предприятий и организаций самостоятельно осуществлять подготовку рабочих кадров, то законодательство предусматривает такую возможность. Для этого необходимо в установленном порядке пройти процедуру лицензирования. И многие предприятия успешно этим занимаются, создавая достойную конкуренцию государственным учреждениям профтех­образования.
По второй части вопроса можно сказать следующее. В Украине нет закона или иного нормативного акта, регулировавшего бы  вопрос расчетов предприятий с учебными заведениями за подготовку рабочих кадров. Между тем известно, что каждый товар имеет свою стоимость, в том числе и такой, как квалифицированные кадры, подготовленные за государственные средства. Из этого следует и вывод: в рыночных условиях за все надо платить. Но для этого нужны четкие правила игры, которые должны базироваться на взаимном интересе и ответственности.
Попытка решить указанную проблему уже предпринималась. Однако в основу ее решения были положены административные принципы, что не дало и не дает сегодня ожидаемых результатов.
В частности, статья 29 Закона Украи­ны “О профессионально-техническом образовании” обязывает предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности предоставлять ученикам, слушателям профессионально-технических учебных заведений оплачиваемые рабочие места или учебно-производственные участки для прохождения производственного обучения или производственной практики. Более того, заказчики подготовки квалифицированных рабочих обязаны в соответствии с  заключенными соглашениями перечислять средства на укрепление учебно-производственной базы, бесплатно передавать для учебных целей профессионально-техническим учебным заведениям помещения, сооружения, оборудование, технику, инструменты, материалы, энергоносители, научно-техническую информацию, новые технологии производства и т.п.
По этим же принципам был создан и утвержден постановлением Кабинета Министров Украины  Порядок предоставления рабочих мест для прохождения учениками, слушателями профессионально-технических учебных заведений производственного обучения и производственной практики.
При этом для работодателей не предусматривалось никаких гарантий по количеству и качеству подготовки рабочих кадров по их заказу, а также эффективному использованию вложенных ими финансовых и материальных ресурсов. В результате вместо ожидаемых инвестиций во многих случаях получили дополнительное напряжение во взаимоотношениях между потенциальными социальными партнерами. Именно поэтому работодатели, центральные органы исполнительной власти, занимающиеся вопросами экономики, не спешат включаться в решение проблем профтехобразования. О подобном в народе говорят: хотелось как лучше, а вышло как всегда.
Необходимо срочно разрабатывать и внедрять правовые и экономические механизмы стимулирования работодателей и инвесторов для участия в развитии учреждений профтехобразования и восстановлении трудовых ресурсов государства. Первые шаги в этом направлении на законодательном уровне были сделаны в 2004 году, когда Верховная Рада Украины приняла ряд законов, направленных на то, чтобы заинтересовать производственников заниматься проф­техобразованием. Это Закон Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (в сфере высшего образования)”, определяющий, что средства, которые направляются предприятием на подготовку кадров и создание необходимой учебно-материальной базы, включаются в валовые расходы предприятия, а также Закон Украины “Об обеспечении молодежи, получившей высшее или профессионально-техническое образование, первым рабочим местом с предоставлением дотации работодателю”. К сожалению, действие последнего приостановлено Законом Украины “О государственном бюджете Украины на 2007 год”. Именно поэтому чрезвычайно актуальной сегодня является подготовка такого законопроекта, который не фрагментарно, а системно, с учетом реалий рыночной экономики урегулировал бы взаимоотношения предприятий с учебными заведениями.
— Возможностей стать квалифицированным рабочим достаточно. Почему же выпускники школ не демонстрируют, мягко говоря, особого желания овладеть рабочей профессией?
— Ответ на этот вопрос следует искать в другой плоскости. Дело не в том, что выпускники школ, как вы говорите, “не демонстрируют” особого желания учиться в профессионально-технических учебных заведениях. Кстати, в 2006 году на первый курс по государственному заказу в учебные заведения профтехобразования в Украине принято свыше 200 тысяч выпускников школ. Изменились времена. Изменилась психология молодого человека. Его не устраивает абстрактное образование, не привязанное к рынку труда и способное удовлетворить потребности личности только в образовании как таковом, но при этом не может обеспечить финансового благосостояния человека. В большинстве своем молодежь сегодня пытается выбрать то, что даст ей гарантированное рабочее место, хорошие условия труда и высокую заработную плату. У выпускников школ и в значительной мере их родителей нет желания связывать будущее не столько с учебным заведением, сколько именно с производством, которое не может удовлетворить их запросы. Статистические данные Государственной службы занятости свидетельствуют о том, что безработица в Украине составляет около 7 процентов. При этом в стране насчитывается свыше 2 миллионов вакансий, из которых почти 59 процентов — это профессии с заработной платой до 500 гривен и только
5 процентов — с заработной платой более 1000 гривен. На такую зарплату разве можно прожить? И тут мы снова вынуждены говорить об экономических категориях, а не образовательных. Не может экономика страны успешно развиваться, если ее конкурентоспособность базируется на дешевых товарах, в том числе на дешевой рабочей силе. И в этом плане я соглашаюсь с мнением заместителя директора по научной работе Института демографии и социальных исследований Национальной академии наук Украины Эллы Либановой, которая акцентирует на необходимости перехода в Украине к модели конкурентоспособности, базирующейся на высококачественных товарах. Это заставит работодателей внедрять новейшие производственные технологии, высококачественные материалы, вкладывать средства в профессиональное развитие персонала и достойно оплачивать его труд. При таком подходе, уверяю вас, молодежь будет более активно идти в производственную сферу, овладевать рабочими профессиями и работать в разных секторах экономики Украины, а не искать лучшей доли за границей.
— Для успешного развития какого-либо дела важно своевременно определить “узкие  места”. Какие проблемы, на ваш взгляд, мешают профтехобразованию двигаться вперед?
— К тому, что уже было сказано, можно добавить еще несколько факторов, сдерживающих, а во многих случаях и делающих невозможным развитие профессионально-технического образования в Украине.
Первое. Модернизация системы ПТО невозможна без современной материально-технической базы, которая в значительной мере обеспечивает качество подготовки квалифицированных рабочих. Сегодня же приходится констатировать, что учебная база в подавляющем большинстве ПТУЗ находится в неудовлетворительном состоянии. В последние 15 лет почти не осуществлялся, кроме компьютеризации, процесс восстановления основных фондов. Прекратилось строительство объектов профтехобразования. Оборудование и учебная техника на 80 процентов морально и физически устарели или вообще вышли из строя. Ожидать, что эту проблему общегосударственного значения учебные заведения решат собственными силами, — это сознательно довести профессионально-техническое образование до полного коллапса. Считаю, что одной из первоочередных задач правительства должно стать глубокое изучение реального положения дел и обсуждение на заседании Кабинета Министров Украины проблем профтехобразования с выходом на утверждение  целевой комплексной Государственной программы развития профессионально-технического образования Украины хотя бы на ближайшие 5 лет с определением источников и объемов финансирования как из государственного, так и из местных бюджетов всех уровней, привлечением финансовых и материальных ресурсов заказчиков рабочих кадров. 
Второе. Срочно нуждаются в законодательном урегулировании вопросы налаживания взаимоотношений между учреждениями профтехобразования и органами исполнительной власти на местах, разработки четкого механизма многоканального и разноуровневого финансирования профессионально-технических учебных заведений, создания новой методики расчетов стоимости подготовки квалифицированных рабочих с учетом сложности, наукоемкости и материалоемкости профессий. Сегодня областные государственные администрации, ссылаясь на то, что ПТУЗ находятся в подчинении центральных органов власти, продолжают придерживаться политики наблюдения за таким важным звеном, как профтехобразование, хотя должны быть наиболее заинтересованной стороной, поскольку речь идет собственно о развитии их конкретных регионов. Прежде всего это касается модернизации материально-технической базы и обеспечения жизнедеятельности ПТУЗ. Сейчас даже при том, что действующее законодательство позволяет направлять на нужды профессионально-технических учебных заведений средства из бюджетов разных уровней, органы местной власти в большинстве своем этого не делают, ожидая мизерных поступлений из госбюджета.
Третье. Невозможно достичь качественной подготовки рабочих кадров без обновления содержания профессионально-технического образования. Это направление должно стать приоритетным в деятельности Министерства образования и науки Украины и созданного им год назад Института инновационных технологий и содержания образования.
Без сомнения, положительным является тот факт, что сотрудники института с первых дней его существования направили усилия на научно-методическое сопровождение, организацию разработки, апробации и внедрения Государственных стандартов профессионально-технического образования по конкретным профессиям. Радует, что сейчас на разных стадиях обрабатываются уже 213 стандартов, из которых 65 в 2006 году утверждены коллегией Минобразования. К сожалению, утвержденные стандарты до сих пор не опубликованы из-за отсутствия финансирования. Не финансируется также и работа творческих групп из числа практических работников профтехобразования, которые занимаются их разработкой и апробацией, что существенно снижает мотивацию специалистов и отрицательно влияет на качество работы.
Уместно также напомнить государственным чиновникам финансово-экономического блока правительства заключение международных экспертов на ІІ Международном конгрессе ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию: “Если государство потеряет ведущие позиции в определении политики, координации, финансировании и разработке стандартов, то создание и дальнейшее функционирование системы технического и профессионального образования на протяжении всей жизни останется недосягаемой целью”.
Обновление содержания профессионального образования требует соответствующего обновления дидактического обеспечения. Этот вопрос также остается проблемным. На протяжении последних 10 лет вообще не издавалась научно-методическая литература для ПТУЗ. Не отвечают требованиям темпы и объемы издания учебной литературы. Например, в 2004 году изданы только 14 наименований учебников для учебных заведений ПТО, в 2005 и 2006 годах — по 19 наименований. По 239 профессиям за последние 10 лет вообще не было издано ни одного учебника. Если в профессионально-технических учебных заведениях Украины осуществляется подготовка рабочих по 500 профессиям, то можно сделать вывод, что для обновления учебников по всем профессиям необходимо по крайней мере 25 лет. Это при том, что на сегодня общая обеспеченность учебных заведений профтехобразования учебниками по общетехническим и специальным дисциплинам составляет около 70 процентов. А по ряду профессий машиностроения, металлообработки, приборостроения, добывающей промышленности, транспорта и связи она не превышает 30 процентов.
Среди факторов, отрицательно влияющих на состояние обеспечения учеников профессионально-технических учебных заведений современной учебной литературой, основным остается остаточное финансирование. В 2006 году общие бюджетные расходы на издание учебников и пособий для учебных заведений всей системы образования составили около 119 млн грн, из которых  на издание учебников для ПТУЗ направлено всего 3836 тыс. грн, то есть только 3,2 процента от общей суммы. К сожалению, такая тенденция сохраняется и в 2007 году: из 120 млн грн для профтехобразования планируется выделить 3,4 млн грн (2,8 %).
Об опережающем профессионально-техническом образовании при таких тенденциях не может быть и речи. И не только из-за нехватки финансирования. Ни научные работники, ни управленцы до сих пор не определились, каким должно быть профтехобразование в Украине через 10—15—20 лет. Не разработана методология прогнозирования развития ПТО. Отсутствуют концептуальные принципы развития новой экономики профессионально-технического образования. Нет научного обоснования интегрирования профтехобразования в европейское образовательное пространство в рамках Копенгагенского процесса. Эти и многие другие вопросы мы адресуем сегодня Институту профессионально-технического образования Академии педагогических наук Украины и надеемся, что период его становления вскоре успешно завершится и появятся первые весомые результаты.
— Можете ли вы более детально остановиться на проблемах профессионально-технических учебных заведений сельскохозяйственного профиля?
— Кроме общих проблем, характерных для всех учебных заведений профтех­образования, сельскохозяйственные ПТУЗ имеют еще свои специфические сложности. Кстати, в Украине функционируют 265 таких учебных заведений, имеющих к тому же еще 60 тысяч гектаров пахотной земли и около 10 тысяч единиц сельскохозяйственной техники. Все это огромное хозяйство содержится в большинстве своем благодаря невероятным усилиям педагогических коллективов и руководителей профессиональных лицеев и училищ. Ибо из государственного бюджета средства на новую технику, ремонт имеющейся, на запчасти, горюче-смазочные материалы, семена, удобрения, гербициды и т.п. в последние 15 лет почти не выделялись. К тому же ПТУЗ находятся в неравных условиях с сельскохозяйственными предприятиями в части получения кредитов и разных дотаций.
Комитет по вопросам науки и образования, учитывая реальную ситуацию, внес на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект, которым предусматривается более четкое урегулирование вопросов по освобождению учебных заведений от налогообложения производства (выращивания), переработки, сбыта сельскохозяйственной и животноводческой продукции, выполнения работ и предоставления платных услуг. Кроме того, законопроект содержит положение по внедрению механизма кредитования ПТУЗ для приобретения оснащения, оборудования, транспортных средств и другой техники отечественного производства с частичным возмещением государством их стоимости, восстановлению льгот по налогообложению учебного транспорта. Недавно мы также внесли правительству предложения по включению в соответствующее постановление Кабинета Министров Украины учебных хозяйств профессионально-технических учебных заведений сельскохозяйственного профиля, как не имеющих права на дотацию при выращивании продукции растениеводства.
— И наконец. Что Вы, Екатерина Семеновна, хотели бы пожелать профтехпросвещенцам и тем, от кого зависит решение многих их проблем?
—  Следует откровенно сказать о том, что не так просто в нашем обществе решаются сегодня даже самые простые вопросы. Не всегда поддерживаются как властными структурами, так и политическими силами, казалось бы, очевидные вещи. Но не следует скрывать и то, что значительная часть работников учреждений профтехобразования также не осознала необходимости качественных изменений ПТО и своей ответственности за их осуществление.
Хотелось бы всем пожелать мудрости, выдержки и быстрейшего объединения усилий в развитии нового профтех­образования, в становлении стабильной, конкурентоспособной, социально ориентированной экономики в государстве, в приближении дня, когда каждый человек может сказать: “Я горд и счастлив, что живу в Украине”. 


Автор: М.КОРЮНЕНКО
версия для печати послать ссылку другу послать статью другу

Добавить свой комментарий

Общение

Форум

Архив номеров

в этом месяце [4]
№84 №85 №86
№87

Горяченькое


Украина против НАТО ›››

BONUS-News

14/11 14:06 
new Леонид Грач: «В смысле жажды к власти Тимошенко напоминает зверя»
Покой Украине только снится. Деятельность рабочей группы по подготовке заседания Рады блокирована, официальное создание коалиции висит на волоске, ходят слухи о новых переговорах по созданию «ширки» ›››

14/11 14:05 
new «NO PASARAN!», Добьемся мы освобождения…!
Мы знали, что погибнут люди, но нашей целью было быстрое и четкое выполнение задания с тем, чтобы закончить войну и убийство людей как можно быстрее ›››

02/11 17:23 
Блокада не остановит Кубу
30 октября Генеральная Ассамблея ООН в очередной раз призвала США прекратить экономическую, торговую и финансовую блокаду Кубы. За эту резолюцию проголосовали 184 из 192 членов организации ›››

02/11 17:22 
Оранжевый националлиберализм - это украинская трагедия!
Идеологическое направление националлиберализма имеет само по себе уникальное происхождение. Cами по себе, на мой взгляд, идеология национализма и либерализма несовместимы ›››

31/10 13:59 
Событие, перевернувшее историю
История развития человечества изобилует множеством фактов и событий, которые впоследствии имели определяющее значение для судеб людей, стран и всего человечества ›››

Популярные

"Корреспондент...(3944)
Голод в Украин...(2212)
"В ногах правд...(2005)
Коммунисты вне...(1824)
Красные стяги ...(1636)
Попытки обелит...(1562)
Грузия времен ...(1498)
ЗЕМЕЛЬНЫЙ ПАЙ ...(1482)
ПРЕСТУПЛЕНИЕ ...(1466)
Установлен пам...(1449)
Школа на Шипке(1410)
135 пыток, при...(1409)
ТЕНИ НА ЧЕРНОЙ...(1384)
Чисто милицейс...(1360)
И умны же наши...(1351)
Руки загребущие(1350)
Новый фашизм США(1334)
В Украину едет Буш?(1309)
В гостях у кит...(1295)
«Интеллектуаль...(1258)

Голосования


Результаты голосований

Наши проекты

Ссылки

  http://rk.org.ua
  http://www.sovross.ru
  http://www.gazeta-pra...
  http://www.lug.krivba...

Погода

Поддержка