![]() | Цитата |
![]() |
АТО: КОРРУПЦИЯ ВОЙНЫ ![]() «Если в этой войне и дальше будут крутиться огромные деньги, она не закончится никогда» Подробнее... |
![]() | Наши рубрики |
![]() |
![]() | Hot News |
![]() |

Реабилитация ОУН УПА ›››
![]() |
Фотоальбомы |
![]() |

![]() |
События.Факты |
![]() |
Задолженность по заработной плате в Украине в марте увеличилась на 40 млн грн — до 1,61 млрд грн против 1,57 млрд грн месяцем ранее. Об этом говорится в данных Госстата, пишет «Экономическая правда». Подробнее…
Министр не владеет информацией
Министр здравоохранения Украины Александр Квиташвили не владеет реальной информацией относительно обстановки в стране. Такую точку зрения выразила народный депутат Украины VII созыва, Подробнее…
Восстановлен памятник Ленину
В пгт Весёлое Запорожской области местные жители приняли решение восстановить памятник, повреждённый вандалами в ночь с 16-го на 17 марта. Как рассказал агентству «Интерфакс» житель районного центра, Подробнее…
Крах во внешней торговле
Коммунисты не раз предлагали правительству Антикризисную программу, разработанную с учетом реальной ситуации в стране, но так и не были услышаны. Новая-старая власть решает исключительно «текущие задачи», Подробнее…
Протест шахтёров
На Третьем съезде шахтёров Украины в Киеве было принято постановление, в котором содержится обращение к президенту Украины с требованием об отставке министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина. Подробнее…
Продукты подорожали
Пoтpeбитeльcкиe цeны выpocли в Укpaинe зa мapт нa 10,8%, cooбщaeт Гocудapcтвeннaя cлужбa cтaтиcтики. Пpи этoм пo oтнoшeнию к дeкaбpю 2014 гoдa инфляция cocтaвилa 20,3%, a зa пocлeдний гoд (к мapту пpoшлoгo гoдa) Подробнее…
Зарплаты уменьшились
За год реальные зарплаты украинцев уменьшилась на 18% по сравнению с февралём 2014 года. Об этом информирует Государственная служба статистики Украины.Согласно статданным, Подробнее…
Ильич вернулся
17 апреля 2015 года в Новоазовске состоялось торжественное открытие восстановленного памятника В.И.Ленину, разрушенного в 2014 году. Подробнее…
На растерзание ГМО-гигантам?
«Украина давно пытается продать себя Европе как извечную житницу континента, обещая, что западные инвестиции — ключ к тому, чтобы её недоразработанные черноземные земли расцвели», Подробнее…
Особый вид коррупционного яда?
Испанская газета El Pais подчеркивает, что система государственного управления и контроля над финансами Украины погрязла в коррупции чиновников и вседозволенности олигархов. «У изголовья этой республики собрались олигархи, Подробнее…
ООН: 80% украинцев живут за чертой бедности
По данным Организации Объединенных Наций, прожиточный минимум в Украине приближается к порогу бедности африканских государств: сейчас за чертой бедности проживают более 80% украинского населения. Это приводит к тому, Подробнее…
Реальная инфляция в Украине достигла 272%
Если вычислить уровень годовой инфляции на Украине по обменному курсу гривни, то она составит 272%, и это — самый высокий в мире уровень инфляции. Подробнее…
Дипломы сделают сами
Кабмин Украины постановлением «О документах о высшем образовании (научные степени) государственного образца» нормировал порядок изготовления документов о высшем образовании в 2015 году. Подробнее…
Остановлены ТЭС
По причине отсутствия топлива на Украине простаивают 25% всех блоков ТЭС, сообщает диспетчер энергосистемы — компания «Укрэнерго». Речь идет о дефицитных марках антрацитовых и тощих углей. Подробнее…
Педиатрия требует переформатирования
Народный депутат Украины VII созыва экс-заместитель главы парламентского Комитета по вопросам здравоохранения, заслуженный врач Украины Ирина Спирина отмечает, Подробнее…
![]() |
Карикатуры |
![]() |

№ 42 22/06/05 11:50

Что такое романтизм? Великий русский критик В.Г.Белинский считал романтизм вездесущим: "Жизнь там, где человек, а где человек, там и романтизм...". И далее у Белинского: сфера романтизма - это "вся задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному..." В определении романтизма Гегелем тоже встречаем слова о "высоких истинах мира" и о людях с "напряженной духовной деятельностью".
Таким одаренным человеком со стремлением к "высоким истинам мира", человеком с "напряженной духовной деятельностью" и был крупнейший советский педагог Василий Александрович Сухомлинский. Еще М.М.Коцюбинский писал, что "романтизм - найбільш людяний настрій". Те, кто знал В.Сухомлинского, могли видеть это удивительное сочетание романтизма и гуманизма самой высокой пробы. Девизом его творчества можно считать название его книги "Сердце отдаю детям".
Романтизм не столько освещает в литературе прошлое и настоящее, сколько является душевным порывом, устремленным в будущее. Великий пролетарский писатель А.М.Горький полагал, что романтизм неоднороден: есть романтизм побежденных, устремленный в прошлое, и романтизм победителей, устремленный в будущее. Романтизм второго вида и был присущ В.А.Сухомлинскому, который не воздушные замки строил, а на основе настоящего, на основе опыта своей работы устремлялся в лучшее будущее. Таковы идеи его произведений "Воспитание коллективизма у школьников", "Рождение гражданина", "Сердце отдаю детям" и многих других, в которых мы видим не сухие выкладки, а жизнетворное переплетение факта и "выдумки". "Правда без выдумки, как самолет без горючего", - писал большой русский писатель М.Пришвин. Посетивший Павлышскую среднюю школу известный публицист С.Л.Соловейчик писал, имея в виду тех, кто мелочно обвинял Сухомлинского в отступлении от правды: "Книги Сухомлинского никак не инвентарные книги, нельзя ходить с ними по школе, водя пальцем по строчкам: "Так, теплица... Покажите теплицу. Есть. Далее: фиолетовый куст. Покажите фиолетовый куст... Нет? Выкорчевали? Так... Комната сказок - где? Нет..."
Да, не было комнаты сказок, описанной в книге. Но были разнообразные макеты, которые позволяли любой класс превратить в комнату сказок. Сухомлинский не только "передовой опыт описывал", он его творил и в книгах, создавая в них образ будущего школы, намечая ее потенции с единственной целью: показать эталон воспитания граждан, воспитания богатой разносторонней личности; научить педагогов видеть эту личность в зародыше, помогать ей в становлении и развитии. Он был педагогом-романтиком и одновременно реалистом. Не случайно тот же С.Л.Соловейчик, перечислив "чего нет" в школе Сухомлинского, заключает: "Но главное в этой школе есть: интеллектуальный фон, духовная атмосфера".
Создав вокруг себя обстановку творчества, Сухомлинский как директор школы способствовал тому, чтобы мы, учителя, вырабатывали в себе умение "ловить" ход зарождающейся мысли ребенка, помогая ему в свою очередь развивать ее, окаймлять "своими" примерами, своими реалиями.
Как-то Василий Александрович сказал мне (я работал в 50-е годы в Павлышской средней школе, где он был директором): "Вы думаете, что наука находится где-то за горами, в толстых фолиантах? Нет, она здесь, в жизни. Сделайте что-нибудь новое. Неудачно? Повторите несколько раз. Опишите свой опыт. Вот и приблизитесь к науке. А науки, оторванной от практики жизни, просто не бывает".
Именно В.Сухомлинский как педагог-новатор и романтик и смог смело отходить от шаблонов, установок и директив сверху, следуя жизни (проводя урок, скажем, не в классе, а в поле) и потребностям духовного роста воспитанников. И здесь не было места, конечно, воспитанию какого-то "индивидуализма, культа свободы" (что утверждает О.В.Сухомлинская), при которых можно бы было оправдать распущенность, себялюбие, и даже насилие в ущерб коллективу, обществу и своим близким. А вот гуманизм, ясное дело, был одним из важнейших компонентов такого воспитания.
Романтизм Сухомлинского был хорошим исключением, как и все истинно талантливое. Не случайно еще критик-марксист А.В.Луначарский обозначил романтизм как явление "редко бывающее".
Сухомлинский предлагал работать так, как никто ни в одной школе не работал. И это было замечательное, новаторское отступление от трафаретов и "указаний". Он предлагал учителям трудиться не по "указке свыше", а по зову сердца, отдавая его, как и он сам - свое, детям. Иными словами, он призывал к "выдумке". Так появились необычные, "исключительные", каких в других школах - где нет педагогов-романтиков - не найдете, темы "Семинара педагогической культуры", например: "Как учить, чтобы дети верили учителю", "Уметь требовать и уметь прощать, уметь видеть и не все замечать", "Уметь снисходить к ребенку, уметь понимать детство и детские слабости" и другие.
Конечно, В.А.Сухомлинский был неповторимым педагогом. Вторым Сухомлинским нельзя стать, надо им родиться...
Еще молодым учителем (до войны) Василий Александрович полюбил девушку-ученицу Веру Повшу. Это прекрасное чувство переросло в близость, родился ребенок, которого зверски убили фашисты за то, что его мама расклеивала прокламации в приднепровском селе. "Сердце отдаю детям" - в этом и дань невыносимой памяти о своем первенце и основной, романтический, побудительный мотив педагогического творчества Сухомлинского. Насколько было сильным это романтическое чувство у Василия Александровича, свидетельствует его "Письмо к сыну"...
В.Сухомлинский много и быстро работал. Когда пишут, что он начинал свой рабочий день с 4-5 часов утра, это не преувеличение. Именно в продолжение сна (физиологическая природа которого до конца не изучена) в коре головного мозга совершаются наиболее сложные и важные процессы. Днем отвлекают разные "мелочи". Я думаю, что за ночь мозг не только хорошо отдыхает, но и работает, а возможно, и общается с ноосферой - духовной оболочкой земного шара, в пределах которой, по учению В.Вернадского, происходит взаимодействие природы и человеческого общества. В ноосфере, писал Вернадский, "впервые человек становится важнейшей геологической силой", он может и улучшить и ухудшить Землю (последнее и видим в современности). Влияние ноосферы и человека взаимное: он и "отдает" ей, и из нее же черпает приобретения Разума и души, которые служат людям. Однако надо уметь "взять" их, а это умение и называется талантом. Талант сопровождается напряженной духовной и интеллектуальной деятельностью, столь свойственной романтикам.
Романтизм Сухомлинского вылился в "Школу радости", в которой дошкольникам-малышам прививалось радостное мировосприятие, любовь к жизни, природе, матери. Не случайно считают, что в Павлышской школе было "три культа: науки, труда и матери".
Василий Александрович буквально сгорел на работе, отдавая детям свое сердце, около которого с 1942 по 1970 года носил фашистский осколок, полученный в бою подо Ржевом.
Его наследие широко изучается. В Павлышской средней школе создан и активно работает мемориально-педагогический Музей им. В.А.Сухомлинского, где проводятся частые экскурсии, бывают гости не только из Украины, но и из зарубежных стран.
И никак нельзя согласиться с тем, что педагог был чуть ли не диссидентом в Украине. Это был богатырь духа и никогда по-серьезному не переживал он из-за тех, кто критиковал его, не понимая сути дела, или ставил ему преграды. Не случайно его жена педагог А.И.Сухомлинская акцентировала внимание на его словах: "Человеческая сила духа безгранична... человек иногда бывает на таком рубеже, когда у него уже нет физических сил, но силы духовные рождают в нем новые физические силы, и он продолжает жить борцом".
За что же боролся Сухомлинский, отдавая сердце детям? За их лучшее будущее. Каким же виделось это будущее педагогу-романтику? Конечно же, это был коммунистический идеал гармонично развитой, духовно одаренной личности и общества, исповедующего великие нравственные принципы, те самые, что восходят к древнейшим человеческим ценностям: равенству, справедливости, свободе от порабощения.
![]() | Ссылки по теме: |
![]() |
![]() | Добавить свой комментарий |
![]() |
![]() | Архив номеров |
![]() |
![]() | Подписка |
![]() |
![]() | Hot News |
![]() |

Украина против НАТО ›››
![]() | Добавь Нас |
![]() |

![]() |
BONUS-News |
![]() |
Пётр СИМОНЕНКО: КПУ предлагает план, который даст возможность выйти из ситуации мирным путем
Вот уже неделю центр Киева живет в осадном положении. Коктейли Молотова, горящие покрышки и люди в противогазах стали, к сожалению, новой визитной карточкой столицы. И завершения силового сценария пока что не видно ›››
31/01 13:46
МЫ ПОМНИМ! ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ НАЦИЗМА!
27 января по решению Генеральной Ассамблеи ООН во всем мире отмечают Международный день памяти жертв Холокоста, или День памяти жертв нацизма ›››
31/01 13:37
В КАКУЮ ЕВРОПУ НАС ТЯНЕТ ОППОЗИЦИЯ
Украина славится майданами. На этот раз евро. Такого грандиозного обмана Украина еще не знала. Сотни тысяч людей выведены на площади с мечтою немедленного обретения европейских стандартов жизни ›››
26/11 13:34
Нужны ли народу Украины Европейские стандарты бытия?
Другими словами, надо ли народу Украины вступать в Европейский союз, НАТО и другие западные евро-американские союзы? Ответ был бы прост, если бы украинский народ, был един и жил бы по единым законам, как это было в советское время ›››
26/11 13:31
Кто заказал запрет Компартии Украины ? Или очередной заказ партии власти ?
Группа в составе экс-депутата Ю.Кармазина, нардепа от УДАРА Э.Гурвиц, лидера «Братство» Д. Корчинского и автора бандеровских песен А. Мухарского предложили провести референдум о полном запрете Компартии Украины ›››
![]() |
Популярные |
![]() |
![]() | Наш баннер |
![]() |

![]() | Ссылки |
![]() |
Газета Правда
ЦЕНТР политического ...
![]() | Погода |
![]() |
![]() |
![]() | Поддержка |
![]() |
![]() | Сайты КПУ |
![]() |